Одно из интересных фотографических событий недели Мир петербургских дворов
Если проводить атрибуцию петербургских дворов с краеведческих позиций, выяснится, что существует три основных категории: двор-колодец, проходной двор и курдонер – парадный двор-подъезд.
Двор всегда занимал особое место в петербургской бытности. Глухой колодец, проходной лабиринт, которым в иных районах проходят целые кварталы, парадный мрачноватый курдонер – все они представляют своеобразное бессознательное, изнанку парадной, утомляющей своей умышленностью оболочки улиц.
Если проводить атрибуцию петербургских дворов с мифологических позиций, то подобно картинкам калейдоскопа, перед мысленным взором поплывут сюжеты Пушкина, Гоголя и Достоевского, строки Блока, закрутятся кадры из лент Балабанова и проявятся тексты из паблика «Спальные районы страны Oz».
Гость дворов старого центра, Коломны, Васильевского острова и Петроградки рискует натолкнуться на заброшенный архитектурный шедевр или на приведение, в спальных районах – попасть под гипноз ритма расстояния между хрущевками или уйти в плавание во дворе корабля-призрака в районе Приморской.
Наши дворы не просто очаровывают и затягивают, но неизменно будят в художниках разных эпох творческую инициативу. Это пространство приглашает доделать, дополнить, запечатлеть себя, населить персонажами, сделать себя декорацией новой истории-фрагмента нескончаемого петербургского текста.
Именно этим занимаются многочисленные авторы выставки «Мир Петербургских дворов». Каждый из них стремится уловить ирреальную фантастичную природу дворового пространства с помощью собственной оптики и приглашает зрителя в завораживающий, притягательный двор, которого, вероятно, даже не существует наяву.
Впрочем, как и самого Петербурга.
Татьяна Млынчик
